Обратная связь
Один в поле не воин © Народная пословица
Поначалу Вы будете справляться в одиночку. Может даже показаться, что одного человека для управления интернет-проектом более чем достаточно. Это так, если создается сайт-визитка колхоза «Арбузик», который никогда не будет расширяться, а, возможно, и посещаться. Хороший сайт должен развиваться. Нужно, как минимум, обновлять базу материалов, следить за форумом, отвечать на вопросы посетителей — всё это требует затрат времени. Количество разных ошибок растет прямо пропорционально объему сайта. Ошибка — это понижение лимита доверия пользователя к автору, возможно, даже серьезное искажение смысла написанного. Орфографические ошибки портят впечатление не меньше смысловых. Проект нужно стараться довести до совершенства и помогут Вам в этом сами посетители. Для этого и нужна обратная связь.
Виды обратной связи
В детстве каждого учили не общаться с незнакомыми людьми. Позже пришло осознание, что указать дорогу на улице не так уж и страшно, но точно не стоит давать первому встречному свой номер телефона или ключи от квартиры, где заначки лежат. Интернет — это самое большое скопление незнакомцев, которое существует на сегодняшний день. Число людей в Сети подсчитать практически невозможно, а не то что знать правдивую информацию о каждом. С ними и придется работать.
Способов коммуникации в Интернет существует масса. Основными можно считать следующие: менеджеры мгновенных сообщений (ICQ, QIP), VoIP-сервисы (Skype) и электронную почту. Первые два требуют оперативной реакции в реальном времени, что ограничивает количество одновременных сеансов связи. Еще один минус — нельзя пообщаться с человеком и не выдать важные контактные данные.
Зачем оставаться инкогнито? Дабы избежать глубокоНЕуважаемых рассадников спама. Вспомните, как «радуют» рекламные сообщения от сотового оператора среди ночи или во время ожидания чего-то важного. В случае с поддержкой пользователей интернет-проекта, ситуация еще хуже. Вы будете вести деловой разговор с клиентом по ICQ и одновременно получать десятки тупых предложений выйти замуж на Северном полюсе или увеличить два мизинца по цене одного. Радует такая перспектива? При организации обратной связи посредством электронной почты, ряда неприятных моментов можно избежать и помогут в этом почтовые формы.
Из формы на e-mail
Заголовок полностью разъясняет суть работы почтовой формы. Пользователь заполняет поля, как, например, при регистрации, и данные отсылаются на Вашу электронную почту. При этом, адрес получателя посетитель никогда не узнает. Исключения могут составлять лишь ошибки программистов, но здесь у uCoz всё в порядке. Отвечать можно с совершенно другого, специально предназначенного для этого, e-mail. Применив такую небольшую хитрость, на первый ящик будут приходить только запросы пользователей, а что шлют на второй нас не интересует — читать эти письма все равно никто не будет. Само собой, нужно предупредить пользователя. Многие сайты создают для целей служебных рассылок ящики вида robot@site.ru или no-reply@site.ru и в конце каждого письма предупреждают, что любые попытки связи через них будут проигнорированы. В обоих случаях об это же красноречиво говорит сам адрес, но перестраховаться никогда не помешает.
На uCoz существует одноименный модуль «Почтовые формы». Его подключение автоматически дает в распоряжение форму обратной связи с минимальным количеством полей. Для большинства случаев, ее одной достаточно, но я настоятельно рекомендую расширить функционал. Помните мы говорили об очепятках и неточностях? Зная волшебную силу Лени, нетрудно догадаться, что мало кто будет сообщать о них, если для этого нужно сделать больше двух кликов мышкой. Выход есть - дополнительная форма для отчета об ошибке. Самый оптимальный вариант — создать плавающую панель и/или горячую клавишу для вызова окна с блоком, предназначенным для отчета об ошибке. Так любой пользователь сможет отправить сообщение на нужный адрес всего парой кликов.
Аналогично можно поступить и с отзывами, потому что не каждый захочет пройти регистрацию, чтобы иметь возможность высказаться на форуме. Все это требует определенных навыков программирования и выходит за рамки этой главы, но позже, думаю, мы эту тему разберем.
Модуль «Почтовые формы»
Разработчики не только максимально понятное название выбрали, но еще и изображение письма в качестве значка добавили. Получить доступ к модулю можно, как обычно, из Панели управления сайтом.
Главный раздел — управление почтовыми формами. Именно в нем и происходит процесс создания. У нас уже имеется готовая форма обратной связи. Созданные позднее появятся в этом же списке ниже. Для каждой указаны: название, ссылка на Конструктор полей, e-mail получателя сообщения, код для вставки в страницы и элементы управления. В настройках Вы можете задать название, адреса получателей и даже строку об успешной отправке.
Конструктор полей — это набор инструментов, с помощью которых Вы без знаний HTML сможете регулировать количество и вид элементов. С формами как таковыми нам уже приходилось сталкиваться и нельзя было не заметить, что поля в них бывают разных типов. Большая часть доступна и здесь.
В конструкторе, уже добавленные на форму поля будут представлены в виде списка. Для каждого указано название, тип и элементы управления. Лучший источник опыта — практика, поэтому нажимайте кнопку Добавить новое поле.
В первую очередь, нас просят выбрать именно тип поля. Бывает их семь видов, но если Вы не приобрели пакет Премимум, то функционал для загрузки файлов останется недоступным. Остается шесть. Разберем их.
- text – стандартное текстовое поле, как то, в которое вводится имя пользователя или логин; может содержать только одну строку;
- textarea – также предназначено для текста, но поддерживает многострочность ; можно использовать, например, для ввода небольших порций текстовой информации;
- select — выпадающий список; дает возможность пользователю выбрать один из заготовленных вариантов, причем одновременно виден будет только один;
- radio – также представляет собой список готовых вариантов, с разницей, что все видны одновременно;
- checkbox – такой же список опций, в отличие от предыдущих двух, что здесь можно выбрать сразу несколько вариантов;
- security code – каптча или, если выражаться проще, проверочный код; при отсылке данных нужно будет ввести проверочный код с картинки, что существенно усложняет жизнь спам-ботами.
Далее, идет название поля и список вариантов, если таковые должны быть. Регулировать, является ли поле обязательным для заполнения тоже можно, за исключением security code — оно обязательно для заполнения в любом случае. Остается только нажать Добавить поле. Меняются настройки для уже существующих полей абсолютно аналогично.
Чтобы внесенные в существующую форму изменения вступили в силу, необходимо по окончанию редактирования перейти в Управление почтовыми формами и нажать Перестроить шаблон формы.
Посоветовать другу
Нет, я не буду сейчас агитировать Вас посоветовать что-либо друзьям или родственникам, а вот у Вас такая возможность есть. uCoz подготовил специальную почтовую форму, через которую посетитель сайта может посоветовать материалы своим знакомым. Для этого нужно будет лишь ввести адреса электронных ящиков, имена получателей, можно даже сразу нескольких, данные о себе и со скоростью света по каналам Интернета отправится предварительно заготовленный шаблон с рекомендацией.
В форме «Посоветовать другу» есть возможность использовать уже знакомые Вам специальные коды. Например, $NAME_TO$ при отправке будет заменен на содержимое поля Имя получателя, $ENTRY_URL$ - на адрес страницы, с которой производилась отправка. Есть еще несколько, но их смысл интуитивно понятен и без пояснений. Первый код необходим, чтобы придать сообщению более дружественную атмосферу — лучше, когда к Вам обращаются по имени, а не «эй», правда? Второй — чтобы пользователю не приходилось копировать URL в текст комментария самостоятельно.
Для форм, созданных в разделе «Посоветовать другу», разработчики системы uCoz решили создать отдельный список. Появится он с соответствующем разделе модуля «Почтовые формы» после добавления минимум одной рекомендательной формы. Коды для вставки в страницы имеют классический вид $ADVBT_номер$. Все они доступны на странице со списком созданных форм. Если Вы хотите дать пользователям возможность рекомендовать статьи с Вашего сайта, то добавьте код нужной формы в шаблон статей. Для этого понадобятся знания о принципе создания страниц на uCoz.