О статистике
Итак, мы добрались до статистики. Думаю, каждый знает, что из себя представляет подобная информация — множество цифр по интересующей области. В случае с веб-сайтом хочется знать очень многое: сколько людей посещает, откуда, сколько времени провели на открывшейся странице, по каким ключевым словам они получили ссылку и многое другое. Эти данные очень пригодятся, если страницы созданы не только для себя и пары-тройки друзей/знакомых. От них вряд ли дождешься объективной оценки, чего нельзя сказать о посторонних.
В этом абзаце можно было перечислить кто предоставляет инструменты для сбора статистики, вкратце описать, как пользоваться каждым из них и еще кучу по-сути лишней информации, но я этого делать не буду. Лучшим из бесплатных, и не только, сервисом по сбору статистики является Google Analytics. Именно о нем дальше и пойдет речь.
Google Analytics
Google Analytics — это мощнейшее средство информирования владельцев веб-сайтов. Не побоюсь столь громкого заявления — здесь есть абсолютно все, что вы хотите знать о посещаемости и даже больше. Причем данные предоставлены максимально подробно и удобно. Доступ, как и к многим другим сервисам поискового гиганта, абсолютно бесплатен и привязан к вашему почтовому ящику на GMail. Таким образом нас лишают «удовольствия» создавать еще одну пару логин/пароль.
Первым приятным моментом является то, что в одном аккаунте Google Analytics можно следить сразу за несколькими сайтами, причем как одному, так и целой группой людей. Администратор аккаунта имеет возможность разделить «посвященных» пользователей на группы. Это очень удобно, если нужно, делегировать сбор данных. Происходит разделение через «Диспетчер пользователей», найти который можно на главной странице Google Analytics.
Для каждого сайта создается отдельный профиль. Добавление новых производится с главной страницы аккаунта. Непривычно, что для одного URL можно создать больше одного профиля, но это сделано для того, чтоб использовать фильтры. Они пригодятся, если Вы захотите получать данные по отдельным частям, а не по сайту целиком, например, отслеживать лишь статистику интернет-магазина, который существует одновременно с каталогом статей, форумом и т.п. Для создания фильтров, что неудивительно, используется «Диспетчер фильтров».
В отличие от остальных сервисов по сбору статистики, для полноценной работы Google Analytics никаких графических счетчиков устанавливать не надо. Правильно вставляете небольшой JavaScript и, спустя некоторое время, в профиль веб-сайта начинает поступать информация. Чтобы приступить к просмотру данных, нужно нажать Просмотреть отчет возле URL ресурса, или же выбрать таковой из списка возле пункта меню Просматривайте отчеты. Вы попадете в Панель инструментов, где собрано всего по чуть-чуть.
Как я уже говорил, Google Analytics поведает все, что хочется знать о сайте. Объем информации очень большой, поэтому даже пытаться показать её всю за раз было бы глупостью. Разработчики пошли зарекомендовавшим свою надежность путем — они распределили информацию по разделам, которые, в свою очередь, могут содержать подразделы. Для навигации используют меню, которое показано на рисунке ниже.
Раздел «Посетители» позволит узнать сколько человек побывало на сайте, из каких стран, сколько из них новых, сколько вернувшихся и многое другое. Эти данные позволят сделать выводы, насколько ваш материал интересен и соответствует ожиданиям. Если человек проводит на странице со статьей на 3000 знаков 10 секунд, то это явно не то, что он искал. В этом случае, нужно проанализировать по каким ключевым словам поисковая система выдает ссылку на страницу, возможно, в ней слишком много стороннего содержания или материал не дотягивает по качеству. Также полезно узнать, через какие браузеры и в каком разрешении просматривались страницы — это позволит подкорректировать дизайн так, чтобы он всегда выглядел достойно.
Не менее важный раздел «Источники трафика». Именно здесь Вы узнаете, откуда и зачем пришел посетитель. Представлены такие важнейшие данные как: откуда приходят пользователи, сколько раз источником были поисковые системы, по каким запросам и еще ряд полезных отчетов. Если Вы запустили рекламную кампанию в Google AdWords, то вдобавок получите подробную статистику и по ней.
В разделе «Содержание» можно узнать, как посетители просматривают материалы. Узнайте, откуда приходят люди, какой путь проходят по сайту и откуда его покидают. Данные доступны как по URL, так и по заголовкам страниц. Очень полезна, также, функция просмотра эффективности ссылок. С ее помощью, можно узнать, по каким именно ссылкам чаще всего кликают, что пригодится для выявления неэффективных рекламных текстов. Аналогичную информацию можно получить по пользовательскому поиску на сайте.
Разработчики Google Analytics позаботились и о владельцах коммерческих проектов. Для них необходимо знать не только количество посещений, но и процент полезных действия. Например, сколько посетителей оплатили заказ, загрузили файл и т.п. Раздел «Цели» предназначен именно для этого. Добавьте нужные цели и получайте подробную информацию в удобном виде.
На этом я закончу обзор системы. Само собой, рассмотрено не 100% возможностей, плюс система постоянно дорабатывается. «Познакомьтесь» с Google Analytics лично — кто знает, что Вы сможете еще найти, ведь Google никогда не стоит на месте. Мы разобрались как улучшить индексирование страниц с помощью «Инструментов для веб-мастеров», как собирать и использовать статистику, что необходимо для корректной оценки усилий по раскрутке — теперь можно приступать к активному продвижению.